воскресенье, 13 мая 2012 г.

Как я проехал Мажой


     В прошлом году я открыл для себя Алтай с Зоопарком и бурную воду вообще. Впервые приехать туда меня сподвигло упоминание о Бегемоте в анонсе майского тура по Чуе «для девочек» Riverzoo. Остаться на второй тур и оказаться на Мажое было весьма интригующим и не прошло даром, верх я проплыл, а проехать его сверху донизу стало целью на ближайший год. В сентябре того же года я впервые поехал на Нижний Мажой, утопил там весло и твердо решил – в грядущем году мои майские праздники пройдут там же с Riverzoo.
 
     Опять багажное отделение Ярославского вокзала, отправка лодки, поездка в Домодедово с веслом наперевес, 4 часа в тесном кресле – и мы в аэропорту Толмачево. С Димой мы из одного клуба и летим вместе, где-то в Новосибирске встречаемся с двумя Сашами и Костей Лубягиным. Белый Хайс уже стоит перед аэровокзалом, грузимся в него и мчим за лодками на вокзал. Забегая наперед, замечу, что поездка прошла в довольно расслабленном ключе – поели, попили, поехали. И так все 6 дней).
     Майский Алтай встретил нас традиционно – снегом на Чике-Таманском перевале. 800 км полусонного полузабытья, средненькие вчерашние манты в Белом Боме, и мы на месте. Быстро переодевшись на Чибитской поляне, привязали лодки, и Железный Костик повез нас после ночного переезда на Верхний Мажой. 
 
     Для справки: Мажойский каскад (для краткости называемый просто Мажой) представляет собой верховья реки Чуя примерно в районе впадения левого притока Мажой (Маашей) и разделяется на три части - Верхний Мажой от Курайской степи до моста в урочище Орой (примерно 14 км длиной), Нижний - от моста до порога Малыш (около 3 км), и "от Малыша" - или самый низ - выкат длиной около 2 км. Верх представляется довольно простым по малой воде, постепенно набирая сложность при подъеме уровня воды, 3-5 туристическая категория сложности. Низ технически более сложен, опасен по малой воде заварными бочками, сифонами и карманами, течет в ущелье с отвесными стенками, 6 категория по советской классификации, в том числе из-за сложности схода с маршрута. По большой воде верх и низ сближаются по насыщенности - верх ускоряется, а сложности низа заливает. Препятствия самой нижней части Мажойского каскада - "от Малыша" - представлены порогом водопадного типа Малыш высотой около 2 метров, порогами Гулькин Нос и Зайсан, а также фоновыми шиверами.
 
     Первые сомнения о целесообразности поездки начали закрадываться в душу после лежащего снега в Акташе. Еще через пару километров все дружно решили спрыгнуть и ехать только от Малыша – уж очень освежающей выглядела пелена снега справа от дороги – как раз над стартом. Однако, Котя сказал: «А я поеду, все равно уже почти приехали, неужели зря?» Позднее его оптимизм стал понятен – он единственный ехал в драйсьюте. Я же решил, что раз ветер несет снег по реке вниз, то, как минимум, попутный ветер на плесах сделает начало сплава не таким уж ужасным.
  
   Итак, Петя и Костя, Серега Дзю и я отвязываем лодки у Памятника Дуракам (остов недостроенной ГЭС). Ветер стихает, а снег ходит ниже. Нет даже привычного в прошлом году мандража – я был тут много раз, вот только немного холодно. Привычные полчаса гладкой гребли, Менская шивера кажется немного жестче обычного. Наверное я просто не раскатался. После моста приходит понимание – воды больше, чем я видел здесь в прошлом году. Оказалось, что две недели перед нашим приездом держалось тепло, все стаяло, и в реку налили воды. Раскатка после голодной ночи в машине выходит интересной!). И в заключительных бочках Майской шиверы я вылезаю из лодки после нескольких неудачных попыток встать. Доплываю до берега, смотрю вслед догоняющему мою лодку Дзю и краем глаза замечаю плывущий мимо кверху дном Дизель Коти, а потом и его самого, бегущего по другому берегу. Отлично начинаем сплав). Серега с Петей всё поймали, перечалили лодки, и мы снова в полном обмундировании и боевом настроении. Усиленные тренировки в бассейне и в гребной яме, проныривания и прочие вещи для поднятия выносливости и боевого духа не прошли даром – на выходе из Гарнитура я успел изрядно постоять на боковом серфе и повариться, но больше лодку уже не покидал. Позднее оказалось, что тот спуск был самым интересным за всю поездку – вода падала каждый день на 10-15 см, так что к отъезду мы получили крикинг даже на Нижнем Мажое.
     Снег так испугал народ на поляне, что к вечеру следующего дня мы остались одни – свалили даже катамаранщики. Скрашиваем вечера анекдотами и коньяком у большого костра, дожигая дрова сбежавших соседей. По утрам ждем, когда растает снег, и только потом выползаем из нагревающихся солнцем палаток. В результате сдаемся и мы – нельзя оставлять пустой лагерь, уезжая на заброску, так что мы переезжаем в домик на базе Кочевник – туда, куда традиционно ездим в баню.

 
     Ещё два прикаточных дня и постоянно падающая вода укрепляют меня в мысли ехать на родейнике верх. Квинтэссенция фана – короткая рубленная лодка едет словно по рельсам, позволяя как засерфить на подходящей волне, так и слаломить между вальчиками и бочками, чтобы не забрызгиваться студеной водой, разворачиваясь буквально на месте. Я готов даже сейчас ехать на низ, но джедаи замерзли и утомились. Откладываем на завтра. Пожалуй, это был лучший день рождения за последние несколько лет!
     А завтра настает момент истины – я еду на «страшные пороги-убийцы» Нижнего Мажоя, забравшие в прошлом году у меня весло с новыми отличными варежками… Едем втроем с Юрой Шишкиным и Дзю, пока Костик плывет с остальными верх. Просматриваем каждый порог. Спокойно выдерживаю траекторию, и без килей дохожу до Сита – тут парни решили просмотреть короткую линию из лодок, едут первыми, я за ними. Смотрю, что Юру притормаживает в центре за сливом между двух скалок, и решаю скатиться, подставив дно струе, после чего буфить в улово справа, совершенно забыв о более круглом дне лодки, чем у вчерашнего родейника. Приезжаю носом в правый камень, от пронзившей щиколотку боли падаю почти без контроля под слив и тренирую правые и левые винты под сливом. Все обошлось, почти). Тут же чалимся, и идем смотреть порог Приманка, требующий довольно четкого обхода косой бочки по центру. Шишкин идет первый, заклинивается на последнем камне, мы с Дзю пролетаем рядом с ним и ждем когда его стащит. Та вода в лодке, на которую Юра жаловался начиная с Каскадера, сыграла дурную роль – уже в лагере узнали, что лодка треснула по днищу, потому и перестала управляться нормально. Русские горки заносим дружно – из-за сверхнизкой воды почти вся река идет в сифон под правым берегом, а в канализации образовался весьма неприятный котел. Стою перед Недотрогой и снимаю, как Серега прыгает Коварный справа – со слива около полутора метров высотой в почти стоячую воду, в Недотроге уезжает в свой любимый карман, но с четвертой попытки встает довольный. Юра садится в лодку за Коварным, филигранно проходит по усу слева и чалится, дожидаясь меня. Мелкие фоновые волны, и мы на Малыше. Нижний Мажой, за исключением пары порогов, пройден! Ну а дальше обычный выкат, только длинее – сразу до бани. На снимке ноги в больнице не нашли ничего сломанного, полируем впечатления в теплом домике военно-патриотическим фильмом под коньяк, и спать. Уезжаем под ярким солнцем, которое наконец дает полюбоваться амфитеатром гор вокруг Чибита. До встречи на Мажое).
12 мая 2012 года. Иня - Камлак, федеральная трасса Р-256 "Чуйский тракт", по дороге в аэропорт.

P.S. А ещё с удивлением обнаружил, что без темных очков на ярком и светлом Алтае намного проще, чем в смрадной псевдосолнечной Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий